Высоковольтные преобразователи

Высоковольтные преобразователи частоты

Высоковольтные синхронные и асинхронные двигатели широко применяются в электроприводе мощных насосов, дробилок, другого мощного оборудования. Появление силовых транзисторов и тиристоров, рассчитанных на высокое напряжение, сделало возможным использование преобразователей частоты для регулировки высоковольтных устройств.

Существуют 3 основных типа схем преобразователей частоты напряжением свыше 1000 В:

  • Двухтрансформаторная.
  • Тиристорная.
  • Транзисторная.

Двухтрансформаторные преобразователи частоты

Двухтрансформаторная схема работает следующим образом:

Двухтрансформаторная схема

Напряжение 6-10 кВ подается на первый трансформатор, где снижается до 660 кВ. Далее напряжение подается на низковольтный преобразователь частоты, фильтруется и преобразуется в повышающем трансформаторе.

Преобразователи частоты, построенные по такой схеме, имеют относительно низкую цену и простую конструкцию. К преимуществам такой схемы относятся:

  • Возможность выбирать напряжение питания для двигателя в диапазоне 2-10 кВ.
  • Гальваническая изоляция от электросети.
  • Возможность располагать трансформаторы на большом расстоянии от частотного преобразователя.
  • Отсутствие паразитной высокочастотной составляющей, подшипниковых токов.

Однако, такая схема имеет и недостатки. Масса и габариты таких преобразователей значительно больше размеров и веса аналогичных высоковольтных устройств на транзисторах и тиристорах. К особенностям, ограничивающим применение двухтрансформаторных устройств, также относятся:

  • Необходимость применения кабелей большого сечения.
  • Ограниченный диапазон регулирования скорости электродвигателя.

В низковольтной части преобразователей электроприводов мощностью от 1 МВт приходится использовать кабели на токи несколько тысяч ампер.

При снижении частоты в выходной цепи частотного преобразователя, во втором трансформаторе увеличивается насыщение сердечника. При увеличении частоты выходного напряжения, потери на перемагничивание и вихревые токи существенно возрастают. Это ограничивает диапазон регулирования частоты. Для решения этой проблемы используются магнитопроводы увеличенного сечения и емкостные фильтры для коррекции Cos φ. Это увеличивает стоимость, усложняет схему и увеличивает массу и габариты преобразователя.

Применение таких устройств ограничивается мощностью привода. Двухтрансформаторные частотные преобразователи применяют для двигателей на 0,5-1 МВт.

Тиристорные преобразователи частоты

Тиристорный высоковольтный преобразователь частоты состоит:

  • Из разделительного трехобмоточного трансформатора.
  • Из диодного выпрямителя.
  • Из звена постоянного тока.
  • Из тиристорного инвертора.

Тиристорный высоковольтный преобразователь частоты

Трансформатор служит для разделения сети и входной цепи преобразователя, снижения и деления напряжения между тиристорными ячейками. Выпрямители предназначены для преобразования переменного тока в постоянный, который потом сглаживается в звене постоянного тока. Тиристорные блоки осуществляют обратное преобразование напряжения в переменное. На выходе напряжение из блоков складывается и поступает на электродвигатель.

Такие преобразователи частоты имеют небольшие размеры и массу, могут регулировать частоту в диапазоне от 0 до 300 Гц. Тиристорная схема также отличается высоким к.п.д. Он может составлять до 98%. К недостаткам преобразователей относятся сложная аппаратная реализация согласованной работы электронных ключей, несинусоидальная форма выходного напряжения. Для снижения высокочастотных искажений между тиристорным высоковольтным преобразователем и электродвигателем включают синус-фильтр.

Транзисторные преобразователи частоты

Транзисторные схемы получили самое широкое распространение. Преобразователи частоты такой конструкции состоят:

  • Из разделительного многообмоточного трансформатора.
  • Из нескольких силовых ячеек, построенных на базе двойного преобразования.

Транзисторный преобразователь частоты

Каждая ячейка содержит диодный выпрямитель, звено постоянного тока и транзисторный инвертор. Эта топология позволяет регулировать выходное напряжение преобразователя частоты путем изменения количества силовых ячеек. Это делает возможным применение низковольтных IGBT или IGB-транзисторов без риска пробоя.

Такие схемы обеспечивают выходное напряжение чистой синусоидальной формы и не требуют установки фильтра перед двигателем. Транзиторные преобразователи на базе силовых ячеек:

  • Обладают небольшим весом и габаритами.
  • Позволяют регулировать скорость в широком диапазоне.
  • Имеют к.п.д. до 98%.

Высоковольтный частотный преобразователь легко отремонтировать. Силовые ячейки взаимозаменяемы. Их количество зависит от требований к уровню гармонических искажений. На практике используют 36- 48- 54-пульсные схемы. Чем выше пульсность, тем меньше паразитных гармоник поступает в питающую сеть.

Современные высоковольтные устройства построены на базе каскадной схемы. Это позволяет отказаться от выходного трансформатора и емкостного фильтра.

Устройство и преимущества высоковольтных преобразователей

Высоковольтный преобразователь частоты размещают в электротехническом шкафу с тремя секциями:

  • Отделение трансформатора. Разделительный трансформатор содержит первичную обмотку и несколько вторичных. Их количество равно числу силовых ячеек. Вторичные обмотки обеспечивают независимое электропитание ячеек со сдвигом фаз относительно друг друга. Схема снижает количество помех, поступающих в сеть от преобразователя.
  • Секция силовых ячеек. Там размещены от 15 до 27 взаимозаменяемых силовых модуля. Такая конструкция обеспечивает высокую ремонтопригодность преобразователя.
  • Отделение управляющего устройства. В секции расположен ШИМ-модулятор и управляющий контроллер. На двери блока управления размещена панель для регулировки и задания параметров.

Высоковольтные преобразователи комплектуют датчиками для контроля температуры в секциях трансформатора и силовых ячеек. Для приводов оборудования, применяемого в непрерывных технологических процессах, выпускают устройства с блоком бесперебойного питания. ИБП позволяет переключить двигатель в режим торможения и обеспечивает сохранение всех данных при пропадании напряжения.

Высоковольтные преобразователи

Устройства обеспечивают обычный пуск, старт на подхвате, запуск при определенном положении ротора, реверсивный пуск. Возможна остановка выбегом и с заданным замедлением.

Высоковольтные преобразователи легко интегрируются в систему АСУТП. Они укомплектованы встроенным ПИД-регулятором, блоком внешней связи с поддержкой протоколов:

  • RS-485.
  • Profibus-DP.
  • Modbus-TCP/IP.
  • Других базовых стандартов обмена данными.

Преобразователи на двигатели 6-10 кВ позволяют отказаться от дорогих электроаппаратов защиты. Устройства обеспечивают защиту:

  • От перегрузок, сверхтоков коротких замыканий.
  • От обрыва фаз и замыканий на землю.
  • От перегрева.
  • От перепадов напряжения.
  • Других аварий и ненормальных режимов.

При выходе из строя одной из ячеек, преобразователь продолжает работу без изменений. Независимое электропитание, сдвиг нейтральной точки позволяют шунтировать неисправный силовой элемент. Баланс выходного напряжения в этом случае поддерживается коррекций угла между фазами. Это возможно благодаря отсутствию связи между нейтральной точкой преобразователя и нейтральной точкой электродвигателя. Возможность байпаса силовых ячеек существенно увеличивает надежность привода.

Баланс выходного напряжения в этом случае поддерживается коррекций угла между фазами

При выходе преобразователя из строя предусмотрена возможность прямого подключения электродвигателя к сети. Функция используется при невозможности простоев оборудования в непрерывном производстве. Возможно синхронизированное переключение двигателя с преобразователя частоты напрямую в питающую сеть. Такие преобразователи частоты дополнительно комплектуются реактором с системой управления.

Для металлургической, горнодобывающей и химической промышленности выпускают устройства с жидкостным охлаждением.

Высоковольтные преобразователи частоты обладают всеми преимуществами устройств частотного управления. Они снижают энергопотребление, обеспечивают снижение пусковых токов, позволяют осуществлять регулирование скорости и момента на валу электродвигателя.